Практика-2.
Опыт взаимодействия по подготовке студентов по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах,
49.02.01 Физическая культура
для работы с детьми в летних оздоровительных лагерях
Неотъемлемой частью образовательного процесса по подготовке будущих специалистов в области начального образования в колледже является производственная практика. Она направлена на создание условий по формированию у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение студентами необходимых умений и опыта практической работы по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 49.02.01 Физическая культура
Важная роль в организации практики по этим специальностям отводится созданию системы социального партнерства, благодаря которой студенты, с одной стороны, проходят практику в образовательных учреждениях города и края, с другой стороны, имеют возможность трудоустройства с учетом интересов работодателей и будущих педагогов.
Организация системы социального партнерства предполагает реальное включение работодателей в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в процедурах контроля качества профессионального образования.
Идеальным для создания такой системы является дуальное обучение. Организация дуального обучения предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором студент овладевает теоретическим основами профессиональной деятельности, а практическая подготовка осуществляется непосредственно в образовательном учреждении.
В нашем колледже активно используется система социального партнерства при подготовке студентов к работе в детских оздоровительных лагерях в качестве вожатых. Программа по учебной и производственной практикам разработана и согласована с работодателями с учетом их запросов.
Определены образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения студентов во время прохождения летней педагогической практики: МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «Лицей №4», МБ ДУ «КМОЦ», МБДОУ «Детский сад №8», МБДОУ «Детский сад №15», МБДОУ «Детский сад №27», ДОЛ «Орлёнок» Баевского района, ДОЛ «Чайка» Тюменцевского района, ДОЛ «Орлёнок» Панкрушихинского района, ДОЛ «Солнечный берег» Каменского района и др.
Ежегодно на базе колледжа в рамках учебной практики проводится инструктивно-методический сбор по подготовке студентов к работе с детьми в летних оздоровительных лагерях. В подготовке принимают участие педагоги колледжа и педагоги профильных организаций, например, МБ ДУ «КМОЦ», МБОУ «Лицей №4», ДОЛ «Спутник» Завьяловского района, где наши студенты проходят летнюю педагогическую практику.
Они проводят со студентами беседы, на которых рассказывают об особенностях работы в лагере, знакомят с традициями лагеря, организуют мастер-классы, на которых студенты приобретают умения и опыт организации и проведения различных мероприятий с детьми.
Многие студенты после окончания колледжа устраиваются в качестве воспитателей, руководителей физического воспитания на постоянную работу в летний период.
Таким образом, участие студентов в различных мероприятиях повышает качество подготовки будущих специалистов. Внедрение дуальной системы образования способствует повышению конкурентоспособности студентов колледжа на рынке труда.
Из опыта организации учебной и производственной практики:
Организация педагогических практикумов, студенческих педагогических игр по повышению мотивации будущих педагогов, развития их профессиональных компетенций
- на примере учебной практики: летняя педагогическая
http://kam-pedkol.ucoz.ru/index/nastavnichestvo/0-108
- на примере производственной практики: летняя педагогическая
Практика-3
Участие работодателей в аттестации студентов
в рамках дуального обучения
Мировой опыт профессионального образования доказал эффективность дуального обучения, предполагающего усиление практической направленности в подготовке будущих специалистов.
Результаты такой деятельности показали, что профессиональная подготовка будущих учителей осуществляется более эффективно в рамках дуальной системы по сравнению с традиционной подготовкой педагогических кадров.
Дуальная система комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и практическое на базе профильной организации. Большую роль в подготовке будущих педагогов играют работодатели. На базе общеобразовательных школ наши студенты проходят различные виды практики.
Работодатели вовлечены в подготовку специалистов не только на уровне практики, они также участвуют в определении содержания учебных планов, программ, в оценке качества подготовки специалистов. Тесное сотрудничество преподавателей, администрации колледжа с работодателями в обучении студентов обеспечивает более качественную подготовку педагогов, готовых к продуктивной деятельности со студенческой скамьи.
Прямое участие работодателей в оценке качества образования позволяет дать более объективную оценку соответствия программ и результатов обучения требованиям, которые предъявляет к выпускнику педагогического колледжа современная начальная школа.
Преподаватели, реализуя процесс обучения в рамках дуальной системы, также делают упор на формирование у студентов соответствующих компетенций, которые будут востребованы в профессиональной деятельности.
Оценка результатов обучения с участием работодателей осуществляется в ходе промежуточной аттестации по итогам изучения профессионального модуля в форме экзамена квалификационного и в итоговой аттестации, осуществляемой в форме защиты выпускной квалификационной работы.
Обучающиеся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, осваивают четыре модуля. Обучающиеся специальности 49.02.01 Физическая культура – 3 модуля, а обучающиеся специальности 44.02.01 Дошкольное образование - 5 модулей.
Для проведения видов аттестации создаются программы, содержание которых отражает требования ФГОС СПО в овладении студентами общими и профессиональными компетенциями.
В программе экзамена квалификационного имеется несколько разделов, включающих описание условий проведения экзамена, перечня материалов к нему, экзаменационные задания, критерии оценки результатов по каждой профессиональной компетенции. Для проведения экзамена квалификационного создается комиссия из числа преподавателей, реализующих профессиональный модуль, и представителей работодателя.
Четкое определение требований к организации экзамена, а также критериев оценки помогает и студенту, и экзаменующим организовать контроль результатов обучения максимально комфортно и объективно и гласно подойти к оценке качества подготовки обучающихся.
Студенты могут заранее ознакомиться с программой экзамена, изучить критерии оценки, чтобы в ходе подготовки ориентироваться на них.
В нашем опыте оценка освоения профессиональных компетенций осуществляется на основе:
- наблюдения за решением профессиональной задачи;
- представления разработанного плана-конспекта урока;
- оценки портфолио/отчёта по практике
В качестве примеров приведу некоторые критерии из программы экзамена по одному из профессиональных модулей:
Критерии оценки |
Показатели оценки результата |
Оценка |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. |
- равильность и точность определения и формулировки целей и задач урока; - соответствие содержания плана конспекта урока его целям, задачам, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям младших школьников; -во всех представленных конспектах уроков правильно определены цели и верно осуществлено планирование урока |
5 - отлично |
-п равильность определения целей и задач урока; - правильность написания структуры и содержания плана конспекта урока; - при планировании некоторых уроков в представленных конспектах имеются несущественные ошибки в формулировке целей и задач, несущественные ошибки в соответствии содержания урока его целям и задачам |
4- хорошо |
|
-правильно определена структура урока; - при определении целей и задач урока и при планировании некоторых уроков в представленных конспектах допускается много ошибок; - содержание урока не всегда соотносится с целями урока, выбор методов и средств обучения дидактически нецелесообразен, в содержании не учитываются индивидуальные особенности обучающихся |
3- удовлетворительно |
|
-неправильно определены и сформулированы цели и задачи урока; -неправильно определена структура и содержание урока. -представленные конспекты уроков содержат много грубых ошибок, либо конспекты не представлены |
2 -неудовлетворительно |
Таким образом, по всем модулям оценка результатов осуществляется преподавателями колледжа совместно с представителями работодателя.
Исходя из нашего опыта, в работе на экзамене участвует один представитель работодателя, преподаватели, которые вели модуль и преподаватель из психолого-педагогической цикловой методической комиссии.
Экзаменующие, ориентируясь на эти критерии, выставляют оценки сначала индивидуально, а затем в ходе обсуждения ответов студентов приходят к единому мнению в оценивании результата каждого обучающегося.
Перед началом практики обучающиеся получают индивидуальные задания, которое также согласовывается с работодателем. Представители работодателя, как правило, являются председателями экзаменационной комиссии на экзамене и защите, и вместе с преподавателями колледжа контролируют и оценивают ответы будущих специалистов.
Таким образом, от такого взаимодействия выиграют и работодатель, который получит хорошего специалиста, готового приступить к работе сразу после получения диплома, и образовательное учреждение, поскольку имеет возможность осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, что существенно повысит авторитет и престиж учебного заведения.