Очевидно, что от качества
образования напрямую зависит успешность
как отдельного человека, так и
позитивное развитие всего общества. Образованность сегодня уже не сводится к
способности воспроизвести усвоенные знания и тем более не отождествляется с
эрудицией или «многознанием», а предполагает компетентность во многих областях.
Современное российское общество находится на этапе становления новой
образовательной системы. Происходящие в мире и России изменения в области целей
образования, связанные с повышением качества подготовки выпускников, не могли
не затронуть и наш колледж. В связи с введением с сентября 2011г. новых
федеральных образовательных стандартов профессионального образования в течение
текущего учебного года педагогическому коллективу колледжа предстоит
проектирование, разработка и экспертиза основных профессиональных
образовательных программ по специальностям «Преподавание в начальных классах» и
«Физическая культура» и учебно- методического обеспечения к ним. С
учетом скромной методической поддержки со стороны государства на этапе
разработки основных профессиональных образовательных программ, огромная
ответственность ложится на коллектив образовательного учреждения.
Существует
много форм работы, которые использовались раньше, но и сегодня не потеряли
своей ценности. Но меняется жизнь, меняются и проблемы, которые нам приходится
ежедневно решать. И коллективу колледжа
на данном этапе важно, с одной стороны, сохранить ценный опыт, накопленный не одним поколением
педагогов, те традиции, которыми славилось ещё Каменское педагогическое училище
и заслужило достойную репутацию, с другой – быть мобильным профессиональным
образовательным учреждением, выпускники которого востребованы на рынке труда.
Сегодня, когда условия
жизни, требование к профессиям меняются очень быстро, невозможно научить
студента всему, что ему потребуется через несколько лет, когда он закончит
колледж. Многим молодым педагогам приходится «доучиваться», осваивая конкретный
профессиональный вид деятельности: классное руководство, преподавание или
тренерскую работу. Будущий специалист должен не только владеть хорошими
теоретическими знаниями, умениями и навыками, но и уметь мыслить, решать
нестандартные профессиональные задачи, анализировать возникающие ситуации, т.
е. должен уметь самостоятельно, творчески находить необходимую информацию и
правильно ее использовать. Но важно и не
забывать, что успешность жизненной и профессиональной карьеры молодого человека
во многом определяется его умением «жить с людьми и среди людей», которые
принадлежат другой культуре, исповедуют разные религии, ориентируются на иные
ценности. Личное счастье человека зависит от его собственной активности и
нравственных качеств. В совокупности все перечисленное отражается в качествах, которые
сегодня называют значимыми компетенциями. Поэтому задачей коллектива колледжа
является создание условий, в которых студенты осваивают общечеловеческие
ценности, приобретают опыт деятельности, где эти ценности проявляются, учатся
видеть и решать разнообразные проблемы, достигая общественного признания и
удовлетворение личных ожиданий, амбиций.
Очевидно, что внедрение новых подходов в образовании требует наличия значительных
ресурсов на подготовку кадров, способных работать в инновационном режиме. Реализация
инновационных технологий требует изменения
самого педагогического сознания. Поэтому образовательная политика нашего
учреждения ориентирована на создание
условий для предоставления педагогам возможностей как формального, так и
неформального образования и обучения. Роль теоритезированных курсов повышения
квалификации уходит на второй план, большее значение приобретает использование
внутренних ресурсов образовательного учреждения, акцент переносится на
самообразование. Очень важно на данном этапе создать необходимую мотивацию у
коллектива на разработническую деятельность. Эта задача решается в нашем
колледже через систему взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга
педагогических и методических советов, обучающих семинаров, организацию работы
групп разработчиков и экспертов. Вовлечение не только преподавательского
состава, но и персонала в проектирование обеспечивает построение общего
смыслового и деятельностного поля при решении задач перехода на новые
государственные образовательные стандарты, возможность провести инвентаризацию
– выделить те инициативы, разработки, пробы, которые уже являются сильной
стороной образовательного учреждения в организации компетентностного
образования. Привлечение студентов в разработку, погружение в образовательную деятельность
(через участие в работе педсоветов, представление собственных проектов,
рефлексивный анализ и др.) дает им основания для построения индивидуальных
маршрутов в процессе образования, делает студентов не принимающей и
воспринимающей, а созидающей стороной. Мы понимаем, что только при условии
согласованной деятельности всех участников образовательного процесса и
систематической работы по повышению квалификации преподавателей и
совершенствованию технологий преподаваемых дисциплин возможна подготовка конкурентноспособного
специалиста на рынке труда. Зная свои
сильные стороны, творческий потенциал и имея ценный опыт педагогов,
«переживших» и успешно освоивших не одно поколение стандартов, коллектив
колледжа уверенно смотрит в завтрашний день. О.В. Назарова, заместитель директора по учебной работе
|