Программа наставничества в КГБПОУ "Каменский педагогический колледж"
Приказ "Об организации педагогического наставничества"
Муниципальный Форум педагогических инноваций «Наставничество в образовании» 2023 г.
Наставничество: новый формат традиционной практики
Учитель - первый и основной наставник для студента в период прохождения преддипломной практики.
«Всё новое - это хорошо забытое старое…»
Наставничество давно и хорошо известно во всем мире. Наставник-воспитатель. Наставник-помощник. Наставник-руководитель.
Наставничество - это способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека - менее опытному. Этот способ обучения и воспитания известен человечеству с незапамятных времен.
Именно наставничество считалось действенной формой не только профессионального, но и нравственного воспитания.
В стремительно развивающемся обществе требования к педагогу постоянно возрастают. Обучающимся требуются учителя, которые могут отвечать их требованиям и могут подготовить их к достижению успеха.
Приходят молодые учителя, и им необходима помощь более знающего, зрелого и умудрённого жизненным опытом учителя – наставника.
Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых учителей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения в образовательном учреждении. Наставничество – это глубоко личные отношения. Наставник - не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате многолетней работы, а тот, кто передает опыт Учения.
Самым действенным опытом наставничества в КГБПОУ "Каменский педагогический колледж" является Преддипломная практика.
Школа – это вечно живой механизм с многовековыми традициями и методиками. И, как бы ни говорили о механическом учителе – роботе, вряд ли они будут в современном учебном заведении. Живого учителя не заменит никто! Учитель – это ключевая фигура в системе образования и каким он будет, какой будет сама система образования, во многом зависит от мудрого учителя – наставника. Такими наставниками и были учителя школ для будущего учителя. Студенты с благодарностью вспоминают Филиппову Светлану Мечиславну, Шушакову Марину Леонидовну (МБОУ "Лицей №4"), Руппель Наталью Альбертовну, Чекалину Елену Сергеевну, Матрышеву Ольгу Николаевну (МБОУ "Гимназия №5") , Бауман Ольгу Анатольевну (МКОУ "Сузунская ОШ-И"), Спирина Анатолия Александровича (МКОУ "Бобровская СОШ") и других опытных, профессиональных учителей-наставников, которые старались свой неоценимый опыт передать молодому начинающему учителю.
Организация педагогических практикумов, студенческих педагогических игр по повышению мотивации будущих педагогов, развития их профессиональных компетенций
(на примере учебной практики: летняя педагогическая)
Обучение в колледже – один из начальных этапов формирования и становления человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. Задача профессиональной образовательной организации (ПОО) заключается в подготовке выпускника к профессиональной самореализации в будущем, что требует разработки и применения специального комплекса средств и методов, стимулирующих этот процесс.
Одним из таких методов, который соответствует игровой форме деятельности, являются деловые, ролевые игры, психологические тренинги.
В КГБПОУ «Каменский педагогический колледж» ежегодно, в рамках учебной практики по подготовке студентов к работе в летних оздоровительных лагерях, проходят педагогические практикумы, деловые игры, психологические тренинги с целью повышения мотивации будущих педагогов, развития их профессиональных компетенций.
Для того, чтобы студент мог реализовать себя в процессе учебной профессиональной деятельности, очень важно, чтобы он осознавал мотивы учения, так как от степени их осознания зависит проявление интеллектуальной и волевой активности студента и применение полученного на практике.
Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна воспроизводить жизненные и профессиональные ситуации, опираться на впечатления повседневной жизни, вызывать личную заинтересованность студента и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности.
В связи с этим, наставники предлагают студенту активные действия, связанные с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой, которые предполагают взаимопомощь, вызывают потребность в сотрудничестве.
Таким активным видом практики является Летняя педагогическая, где студенты самостоятельно, без методиста реализуют весь потенциал подготовки, который получили во время учебной практики. Все виды практических занятия были направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков, которые являются действенной формой повышения профессионализма молодых преподавателей.
Студенты учились организовывать летний отдых детей и подростков через ролевые игры, где они непосредственно были "детьми", а их наставниками "вожатыми". Игровые ситуации позволили исследовать проблемы педагогического управления организацией детского досуга и процессом формирования культурно - досуговых запросов личности ребенка. В процессе деловой игры осваивались элементарные умения диагностировать поведенческие проявления детей и обучать их социальным умениям и навыкам.
Знания структуры свободного времени, классификации видов досуговой деятельности и структуры досуговых запросов детей и подростков позволяли студентам в период практики реально представить методологическую основу воспитательного процесса в условиях свободного времени и научиться моделировать программу педагогического руководства этим процессом в условиях детских оздоровительных лагерей.
Все мероприятия, проводимые в процессе учебной практики, были максимально приближены к тем, что организовываются и проводятся в местах отдыха детей. Например, очень интересно и продуктивно прошли игры на местности "Форд Бояр" и "Квест", ролевые игры, психологические тренинги.
В период с 25 мая по 31 мая студенты практически, совместно со своими наставниками-преподавателями: Ю.В. Гартман, О.А. Зыкун, А.Н. Митрофановой, А.Н. Петровой, Н.С. Першаковой, И.С. Фоломкиной, Е.Н. Чернышовой, в процессе педагогических практикумов, студенческих педагогических игр учились организовывать различные виды деятельности, которые непосредственно проигрывали сами.